Музыкальный слух представляет собой своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства и обладающее бесконечным разнообразием индивидуальных качеств. Слух абсолютный и относительный
Абсолютный слух это даже не способность понимать музыку, это просто память на высоту звуков. Человек с абсолютным слухом может мгновенно в любой момент сказать, что за ноту ему сыграли, или пропеть любую ноту. Он просто помнит как звучит какой звук и воспроизводит его подобно граммофону.
Но дело в том, что музыканту абсолютный слух не нужен, зато абсолютно необходим относительный слух - способность осознавать и воспроизводить ладовые связи звуков. Без относительного слуха ни понимать, ни хорошо исполнять музыку невозможно. Именно относительный слух имеют в виду, когда говорят о том, есть слух или нет. Абсолютный слух развивается легче чем относительный.
Слух внутренний и внешний
Различают две разновидности музыкального слуха:
1. внешний музыкальный слух, т.е. способность слухового восприятия реально звучащей музыки;
2. внутренний музыкальный слух, т.е. способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать, не исполняя и реально не слушая ее, а узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания.
Внутренний слух различается по степени яркости внутренних слуховых образов и по сложности их, т.е. может охватывать все перечисленные выше явления, но и ограничиваться несколькими из них, или даже отдельными, одиночными.
Другими словами, анализируя содержание, форму внутреннего слуха, его качество, соотношение с музыкальной памятью и механизмы, мы рассматриваем различные его свойства.
Идеальный внутренний слух обладает свойствами, развитыми самым наилучшим образом. Относительный или абсолютный, он должен быть и мелодическим и гармоническим, отличаться яркостью представлений, произвольно или непроизвольно опираться на чувство музыкальной логики, быстрое, точное, полное вспоминание, иметь значительный объем памяти и охватывать все формы внутреннего воспроизведения.
Внутренний слух исключительно важен для музыканта исполнителя (при чтении с листа часто приходится забегать вперёд и представлять себе развитие мелодии на ближайшие три-четыре такта), более того, он неотделим от относительного слуха; для композитора хорошо развитый внутренний слух в высшей степени необходим. Общеизвестно, например, что Бетховен и Сметана полностью оглохи, но продолжали, на основе приобретённого ранее музыкального опыта и полагаясь лишь на внутренний слух, создавать гениальные произведения.
Слух мелодический и гармонический
Слух также можно поделить по восприятию количества голосов музыкальной ткани на мелодический и гармонический.
Слух мелодический - способность воспринимать и представлять одноголосную мелодию. Слух гармонический - способность воспринимать и представлять музыкальное многоголосие.
Психология памяти и музыкальный слух
Восприятия и представление музыки, воображение, воспроизведение, образная музыкальная память так или иначе связаны с явлением памяти. С точки зрения психологии видов памяти три: эмоциональный, образный и логический.
Запоминание и воспроизведение чувств есть эмоциональная память; запоминание и воспроизведение эмоционального содержания музыкального произведения также есть эмоциональный вид музыкальной памяти.
Образная память по понятиям психологии суть запечатление и воспроизведение образов предметов и их свойства|свойств. Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, цвета, запахи и вкусы. Исходя из этого, назовем память на конкретные музыкальные образы образным видом музыкальной памяти. Последняя переплетается с эмоциональной памятью.
Прямое отношение к музыкальной памяти имеет и логический вид памяти. Психология определяет логический вид как запоминание и воспроизведение мыслей, неразрывно связанных со словами, речью. Логическая музыкальная память, как показывает практика, это память на логику соотношения звуков, созвучий, тональностей. Строится она, как и общая логическая память, на основе психических действий: анализа и синтеза.
Развитие слуха
Развитием музыкального слуха занимается дисциплипа сольфеджио. Существует два вида упражнений по сольфеджио: музыкальный диктант и пение по нотам.
В диктанте исполняется небольшой музыкальный фрагмент, а слушатель должен его правильно записать нотами. Естественно не подбирая на каком-либо инструменте.
Пение по нотам - это нечто противоположное диктанту. Вам вручаются ноты незнакомого произведения, а вы должны его спеть. Естественно не играя предварительно на инструменте.