Аранжировка Термин "аранжировка" имеет три значения.
1. Аранжировка - изменение темпов, ритмов, размеров, стилевых окрасок, тембров звучания, новая гармонизация мелодии. При этом иногда вносятся изменения и в авторскую мелодию. Аранжировка может зайти так далеко, что и совсем заменяет исходную музыку другой, даже не созвучной оригиналу - но все-таки остается аранжировкой, потому что сохранен образ, мысль, эмоция - словом, нечто уникальное для данного сочинения. Т.е. фактически – это переработка готового произведения.
2. Второй смысл понятия Аранжировка - это почти композиторство, когда, на имеющуюся мелодию солирующего инструмента или вокальную линию сочиняется гармония, конкретные партии остальных инструментов (гитарные риффы, клавишные или гитарные соло, ритмический рисунок ритм-секции и т.д.). Ведь вначале композитор сочиняет только одну мысль, одну мелодию или даже мотивчик, а все остальное лежит на его умении в последствии аранжировать, оформить эту мысль.
3. Словом Аранжировка также часто называют результат какого-либо из двух вышеназванных процессов (например: "Грамотная аранжировка у этой песни!")
При аранжировке мелодии нужно точно знать, каков стиль той музыки, которую вы собираетесь обрабатывать, и той музыки, которую вы хотите получить (неоклассика, фанк, буги, румба, рокопопс, блюз, би-боп, рэг-тайм, хард-рок, арт-рок, прогрессивный метал и т.д.). Каждому стилю присущи свои гармонические, ритмические, мелодические особенности, состав инструментов и даже специфика тембров одних и тех же инструментов. Так что при аранжировке произведения необходимо учитывать особенности конкретного стиля.
Для удачной аранжировки крайне необходимо знание особенностей гармонии различных музыкальных стилей. Так, джазу свойственна сложная гармония с использованием различных аккордовых замен, сложных аккордов и альтераций. В хард-роке же гармония часто очень проста – это либо несколько безтерцевых павераккордов, либо мелодический рифф, играемый инструментами группы в унисон и октаву.
Необходимо также владение - если не руками, то хотя бы в теории - всеми инструментами группы. Каждый инструмент рок-группы (будь то гитара, бас-гитара, ударные или клавишные) имеет специфические особенности звукоизвлечения и естественные ограничения по высотному диапазону и по техническим возможностям. Ведь бас-гитарист не сыграет до третьей октавы, а гитарист не возьмёт ноту "соль" контроктавы. Также немаловажно обратить внимание на то, как тембр инструмента и регистр его партии соотносится с тембром и партиями других инструментов. Например, «верха» на саксофоне легко «пробивают» всё группу, а виолончель может потеряться в низких нотах электрогитары. Кроме того, часто конкретный стиль музыки подсказывает тот состав инструментов, который можно будет удачно применить при аранжировке песни. В металлическую балладу, основывающуюся на околоклассической гармонии, можно попробовать включить струнные инструменты симфонического оркестра и хор. А в блюз-роковую песню можно весьма успешно ввести секцию медных духовых.
Одним из важных аспектов аранжировки является правильный подбор ритмического рисунка партии аккомпанимента. Игра одних и тех же аккордов прифанкованными ритмическими фигурами с различными синкопами или ровными восьмыми длительностями дают совершенно разных эффект. Здесь тоже не стоит забывать, что различным стилям присущи характерные ритмические фигуры. Допустим, блюзу весьма характерен трехдольный свинговый ритм, а в хеви метал часто применяются галлопирующие ритмические фигуры или игра монотонными одинаковыми длительностями (чаще всего – восьмыми и шестнадцатыми), следующими одна за одной (т.н. «чёс медиатором»).
Также немаловажен удачный подбор звуковых красок, особых тембров звучания для уже готовой партии. Ведь сильно искаженный эффектом дисторшн звук гитары при игре лёгкого блюзового риффа создаст нелепое впечатление, как и игра трешевых риффов на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Так что подбор эффектов следует осуществлять с учётом как стиля всего произведения, так и его какой-то определённой конкретной части. Нагромождение на звук гитары дилея, хоруса, вау, фленджера будет слушаться весьма бессмысленно в заглавном хардроковом риффе Smoke On The Water. При этом игра музыки а-ля Buckethead становится невозможной без использования различных звуковых эффектов. На удачном сочетании различных звуковых эффектов могут строиться целые произведения. Чтобы в этом убедиться, достаточно послушать великих Pink Floyd. Сюда же входит знание основ акустики, панорамирования и правила сведения фонограммы. Но при работе со звуком следует помнить, что все необычное, "неправильное" в музыке должно применяться очень осмотрительно, только оправданно и минимально